Есть имена, которые навсегда стали синонимами высотного альпинизма. Джордж Меллори, Эдмунд Хиллари, Тензинг Норгэй, Рейнхольд Месснер - эти люди внесли вклад в историю восхождений. Мало кто знает имя Элисон Харгривз.
Элисон Харгривз
Она выросла в английской глубинке в семье математиков, родители с детства прививали дочери любовь к долгим прогулкам по холмам Англии и Шотландии. В 15 лет на Элисон оказал большое влияние ее учитель по физкультуре, Хиллари Коллинз, который научил её скалолазанию. Три года спустя Харгривз, продолжая развивать свой талант, открыла совместно с будущим мужем, Джеймсом Баллардом, компанию по изготовлению горного снаряжения. Она впервые попала в заголовки газет в 1988 году, когда, будучи на шестом месяце беременности, стала первой женщиной Великобритании покорившей северную стену Эйгер в Альпах.
После рождения ребенка Элисон не прекратила свою альпинистскую карьеру, более того, ее страсть сделала альпинизм семейным делом. В 1993 году, за два года до попытки восхождения на К2, Элисон Харгривз стала первой среди женщин и мужчин, кто в одиночку за один сезон покорил шесть альпийских северных стен: Маттерхорн, Тре-Чиме-ди-Лаваредо, Пти-Дрю, Пиз Бадиле, Эйгер, Гранд Жорас. Её муж Джеймс, сын Том и дочь Кэйт сопровождали ее на протяжении всего путешествия. Этот необычный опыт Элис описала в своей книге “A Hard Day’s Summer: Six Classic North Faces Solo”.
Харгривз не только была первооткрывателем в спорте, она своим примером создавала новый образ женщины и матери в мире.
«Элисон Харгривз была первопроходцем не только потому, что совершила одиночное восхождение на Эверест, она разрушила социальные стереотипы о том, что значит быть матерью» написала Молли Шиот, писатель и режиссёр в своей книге “Game Changers: The Unsung Heroines of Sports History”.
Общество активно критиковало Элисон, когда после публикации своей книги “A Hard Day’s Summer: Six Classic North Faces Solo” объявила о новом проекте. Она решила покорить три высочайшие вершины мира: Эверест, К2 и Канченджанга. Оставляя детей дома, она полностью понимала на какой риск идёт начиная свою экспедицию, так же как она знала и то, что являлась одним из лучших альпинистов мира. По словам ее сына Тома, так же талантливого альпиниста, некоторые из соло восхождений Элис были на пределе возможного для своего времени, и остаются такими и по сей день. Немногие мужчины в состоянии повторить ее путь, и ни одна женщина не подошла к достижениям Элис даже близко.
В тот августовский день в районе К2, одной из самых опасных вершин мира, стояла ясная и безветренная погода. Шесть альпинистов, включая Харгривз решились на восхождение. По дороге наверх погода стала портиться, приближался снежный шторм. Элис Харгривз и испанский альпинист Ксавьер Оливар сообщили по радио, что достигли вершины и начали спуск.
Это было последнее сообщение от Элис, затем связь прервалась и она пропала. Другие Альпинисты, возвращавшиеся с вершины, говорили, то видели её куртку, пару ботинок и страховку, а на удалении тело неподалёку от места, где она последний раз выходила на связь. До сих пор Элис покоится на склонах К2, так как экспедиции по эвакуации тел с восьмитысячников дороги и опасны.
История альпинизма полна восходителями, которые не смогли спуститься с вершины. Их усилия, как правило, вспоминают с уважением, но в случае Элис Харгривз даже после смерти ждала волна негатива. Ведь в общественном сознании она, как жена и мать, должна была сидеть дома, а не рисковать своей жизнью на далекой вершине.
Семья Элис полностью поддерживала её альпинистские устремления, более того, сын пошел по стопам матери, и в 2015 году стал первым человеком, совершившим восхождения на шесть великих альпийских северных стен зимой. Том говорил: “Я думаю, мой выбор карьеры совершенно неудивителен, принимая во внимание мое воспитание и то, как любовь к скалолазанию и горам была привита мне еще до моего рождения. Смерть матери, вместо того, чтобы отвратить меня от гор, наоборот, еще крепче привязала меня к ним.”
По словам мужа Элис, Джэймса Балларда, её жизнь в полной мере соответствовала тибетской пословице: “Лучше прожить один день как тигр, чем тысячу лет как овца”.
Надо быть тигром, чтобы повторить достижения Харгривз, которых она достигла за свою короткую карьеру. Помимо прочего, Элис совершила соло восхождение без шерпов и кислорода на вершину Эвереста. Сейчас более четырех тысяч человек могут похвастаться тем, что стояли на вершине, и только двести из них без кислорода, а в 1995, когда Элис Харгривз стояла на вершине мира, их было еще меньше.
Падди О’Коннелл, постоянный автор Adventure Journal, соглашаясь добавляет: “Харгривз одна из наиболее состоявшихся альпинистов и её история вдохновляет. Если заходит разговор о лучших альпинистах всех времен и народов и Элис Харгривз не упоминают в обсуждении, то такая дискуссия не стоит того, чтобы в ней участвовать”
Комментариев нет:
Отправить комментарий