7 окт. 2018 г.

Долгая дорога к К2

Часть первая, вступительная.

День X

Alexander TishkovСложно сказать в какой именно день я впервые задумался о путешествии в Каракорум. Помню, что в феврале 2018 года Александр Абрамов рассказал идею освоения нового региона. Разумным началом был бы относительно простой в организации треккинг к базовому лагерю К2. Легкий относительно альпинистских восхождений, а на деле вопросов передо мной вставало множество.
Начать хотя бы с того, что у Пакистана неоднозначная репутация. Непростая логистика, полное отсутствие инфраструктуры в горах и многое другое, о чем напишу далее. Неожиданным и неприятным сюрпризом стала цена визы которая составляла двести с лишним долларов США, что в разы дороже моих предыдущих виз. Авиа перелёт, напротив, удалось найти недорогой и с короткой стыковкой у Аэрофлота.
В таком сложном предприятии сложно, невозможно все сделать самостоятельно, поэтому за помощью в организации я обратился к местным, пакистанским фирмам, которые организуют экспедиции альпинистов на К2, Броуд Пик, Гашебурум и так далее. Получил три ответа и стал выбирать, цена не была определяющим фактором, скорее меня заботила безопасность и надежность. Да и не было большого разброса цен, все предложения колебались в пределах двух тысяч четырёхстах долларов с человека плюс-минус двести. Ребята еще два месяца писали сообщения на почту, в фэйсбук, в мессенджеры убеждали, что выбрать нужно их предложение. Все решила встреча в Непале. "Лейла пик" просто прислала представителя на встречу в Катманду в разгар непальского сезона. Очные встречи вызывают у меня больше доверия, чем переписка или телефонные звонки. Дальше "Клуб 7 Вершин" организовали презентацию, сбор участников, получение виз. Я вел бесконечные переписки и даже перенёс даты на месяц позже срок. Все эти подробности я опущу.
Важно то, что 13 июля 2018 года в восемь часов утра мы сидели в самолете Аэрофлота и готовились к взлету по маршруту Москва - Дубай - Исламабад. Впереди нас ждал Исламабад, Лахор, каракорумское шоссе, базовый лагерь К2 и восьмитысячники Каракорума.

День 1. Исламабад и окрестности

Отель три звезды утром приветствовал нас шведским столом, не богатым шведским столом. Радует, что на завтраке нашлась овсяная каша, яичница и чай с молоком.  Наедаться с утра пораньше, конечно, не правильно, но так хочется сделать исключение после четырнадцатичасового перелета из Москвы в Исламабад.
Islamabad
Даже в восемь часов утра температура на улице выше 30 градусов по Цельсию, что, в сочетании со стопроцентной влажностью, создает условия не располагающие к прогулкам. Ближе к полудню жара стала невыносимой, даже местные попрятались по домам. Мы решили последовать их примеру. Уже к четырем часам дня температура опустилась до приемлемого уровня. Исламабад - молодой город, построенный быть столицей, и, как все такие населенные пункты, не сильно богат историей.
В программу вошла мечеть Фейсала, построенная в шестидесятых годах Саудовским королем. Сама мечеть, на мой вкус, не представляет собой архитектурного шедевра, а вот возможность доброжелательно пообщаться с местным - это то, ради чего стоит её посетить.

Фейсала
Вторая  достопримечательность - монумент Пакистана, построенный Первезом Мушарафом.
Монумент Пакистан
Это место заслуживает того, чтобы его посетить. Монументальная архитектура, ощутимая историческая подоплека, плюс шикарные виды на столицу Пакистана - вот что вас ждет за 250 пакистанских рупий.

День 2. Едем в Чилас

Сказать, что день выдался насыщенным - не сказать ничего. Подъем в 2 часа ночи, полчаса на сборы, легкий завтрак и вот мы уже едем по ночным пригородам Исламабада. Двадцатиместный автобус, так что в салоне просторно, один человек на три сиденья, лично я сразу положил рюкзак под голову и провалился в сон. Дорога спокойная, небольшое покачивание при езде только сильнее меня убаюкивало. Пока все спали, прошла гроза, а автобус проехал сотню километров, движение здесь неспешное. Было уже шесть утра и равнины за окном успели смениться предгорьями Гималаев. В этих краях проходит как граница между Индией и Пакистаном, так и граница двух горных систем: гималайской и каракарумской.
Короткие остановки в придорожных кафе оставили приятное впечатление, особенно учитывая мой непальский и тибетский опыт. За окном мелькали деревни, леса, на встречу ехали машины, пару раз попадались грузовики тюнингованные на местный вкус.
Набор высоты был настолько плавным, что мы и не заметили как забрались на перевал Бабусар (4100 метров), здесь уже собралось человек пятьдесят местных туристов, каждый из которых жаждал сфотографироваться на перевале.
Барбусар
А тем временем дело было уже за полдень, так что мы не стали сильно задерживаться и начали спуск вниз по крутому серпантину. Пару раз пришлось понервничать не на шутку, так как наш водитель явно был утомлен. Ну еще бы! Ведь мы были в пути 12 часов.
Чилас
Чилас встретил сорокоградусной жарой. В отеле для охлаждения только вентиляторы и их хитрое сочетание с барабанным увлажнителем. По ощущениям температура как в парилке средней степени прогретости. Днем даже местные не выползают на солнце без крайней необходимости, и в этом с ними сложно не согласиться. До наступления темноты тут можно исключительно спать или лежать в тени под вентилятором.
Вечером, перед ужином, мы всем отелем смотрели финал ЧМ по футболу 2018 (Франция против Хорватии). Победа французов не вызвала у местных ажиотажа, зрители болели за хорватов. Я надеялся, что ночью жара ослабнет, однако этого не случилось, не спасало ничто.

День 3. Скорее в горы

Слава Богу, сегодня не надо вставать в два часа ночи. После вчерашнего раннего подъёма, сегодняшние пять утра воспринимаются как манна небесная. Так как багаж я вчера толком не разбирал, то и собирать с утра не пришлось. Вещи сразу отнес в холл. А в столовой уже накрыли совсем простой завтрак: яйцо, хлеб да чай. То, что надо полшестого утра. И снова дорога, и снова пейзажи настолько чуждые, словно мы въехали в другой мир. Каракорумское шоссе стелется по правому берегу Инда.
Чилас

Это главная транспортная артерия, связывающая Пакистан с Китаем, не удивительно, что дорогу поддерживают в рабочем состоянии. Инд прекрасен в лучах восходящего солнца. Его воды как будто растворили в себе солнечное тепло, окрасились во все оттенки красного и золотого. Этот вид настолько захватывает внимание, что ни о каком сне уже не идет речи. Тем временем шоссе перекидывается высоким мостом на левый берег. Не проходит и часа, как наш автобус вскарабкался на очередной холм.
Нангапарабат

Гид с улыбкой указывает направо и говорит: "Посмотрите налево гора Нанга Парабат". Зрелище и правда впечатляющее: на горизонте, как единоличный властитель возвышается белый великан, в гордом одиночестве стоит он под палящим солнцем. На очередной развилке мы сворачиваем с каракорумского шоссе на местную дорогу с индексом S1, которая, конечно, сильно отличается по качеству в худшую сторону. Скорость движения ощутимо замедлилась. Вместе с нами и на встречу движется вереница тяжелой техники - идут работы по расширению, что конечно неплохо, но здесь и сейчас доставляет изрядные неудобства.
Скарду
Долина Инда стала уже, в ширину едва достигает двух километров, а местами и того меньше. По левому берегу горы вплотную подступили к воде, едва оставив десяток метров для дороги. По правому берегу, на небольших выступах виднеются деревни, утопающие в зелени садов и полей. Окружающая природа дышит первозданным спокойствием, и даже суета дорожных рабочих отступает перед ней.
Ближе к шести часам вечера мы достигли цели нашего сегодняшнего переезда - долины Скарду, в которой расположен одноименный город. Панорама открылась перед нами внезапно- горы расступились. Впереди лежали поля, леса и разлив реки Скарду.
Вот мы уже в отеле, где нас гостеприимно встречает Тахир Саед, представитель принимающей стороны. А дальше вкусный ужин, немного разговоров и блистательный закат перед сном.