6 авг. 2019 г.

Как поход Александра Македонского повлиял на Непал и Тибет



Западные хронисты, которые описывали походы Александра Македонского, называют индийцев "варварами". Это обозначение неоправданно. Военное искусство Индии было чрезвычайно высоким, города многочисленны, укреплены и снабжены всем необходимым. По сравнению с Персией боевой дух индийцев был очень высок. Перед лицом вторжения княжества прекращали внутренние конфликты и объединялись против завоевателя. Александр старался включать покоренных в свою армию, но они отказывались идти в бой против своих, что послужило причиной жестоких избиений "изменников".
Во время штурма крепостей царь по своему обыкновению первый
бросался в атаку. Однако после девяти лет военных походов мотивация армии была настолько подорвана, что македонцы не торопились подвергать себя опасности. Как пишет Плутарх, в стране воинственного и могущественного народа маллов Александр едва не был убит.



«Александру показалось, что македоняне, несшие лестницы, не торопятся; он выхватил у одного из них лестницу, сам приставил ее к стене и полез, прикрываясь щитом»
(Арриан. VI).
Царь первым взобрался на крепостную
стену, но лестница сломалась, и полководец остался лишь с двумя телохранителями. Отважно сражаясь, Александр получил несколько тяжелых ран, а копье с массивным наконечником пробило ему грудь. Буквально в последний момент македоняне сумели пробиться к царю и вынести его с поля боя. Город, чье название не сохранилось, был уничтожен, население полностью перебито.
Индийский поход Александра Великого закончился тем, что его воины отказались идти дальше. Македонцы и прежде призывали царя к возвращению на родину, а когда столкнулись с самым воинственным народом Индии, они попросту взбунтовались. В ноябре 326 г. до н.э. македонская армия направилась на юг к океану.
Что же это за воинственный народ – "маллы", который сумел остановить великого завоевателя? Настоящее название этого народа - невари. Малла - династическое имя королевской династии, которое в переводе с санскрита означает «Борцы».
По мнению историков, невари впервые появились в долине Катманду в III веке. За несколько волн переселений они вытеснили монголоидный народ киратов, а с XIII века династия Малла захватила власть в регионе. Потомки киратов до сих пор проживают на востоке Непала и известны под названием "раи".
В период правления династии Малла долина Катманду стала крупнейшим центром искусства и религии (индуизма и буддизма) со столицей в древнем Бхактапуре. Еще в VII веке до н.э. на этом месте находился город индийского происхождения под названием Хопо. Здесь была внедрена система каст, впрочем, она действовала намного мягче, чем в Индии. Впоследствии единое государство разделилось на несколько более мелких, соревнуясь между собой в красоте и могуществе. До сих пор эти древние города поражают своим великолепием: Лалитпур (Патан), Панаути, Киртипур, Бхактапур. Резной камень и дерево, храмы и скульптуры, уютные дворики, мощеные камнем улицы и площади - несмотря на повреждения, полученные в результате землетрясений, все это производит невероятное впечатление.
Бхактапур является объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Один из ведущих родов невари - клан ювелиров шакья, к которому принадлежал Будда Шакьямуни. Издревле славились неварские архитекторы, художники, ремесленники. Когда V Далай-лама затеял строительство дворца Потала в Лхасе, были приглашены неварские мастера. Архитектор Арнико стал разработчиком конструкции пагод в Тибете и Китае. В Бхактапуре до сих пор функционирует несколько художественных школ.

Короли Малла воевали за контроль торгового пути в Тибет и сумели захватить экономический приоритет в регионе. Долина Катманду стала процветающим центром транзитной торговли, а плодородная земля позволяла собирать высокие урожаи. Правители Малла даже добились права чеканить тибетские деньги и хорошо на этом разбогатели.
Фотограф Роман Лежнин
Особенно прославился
король Джаяпракаш Малла, большой мастер пиара. Вокруг его имени было создано множество священных легенд, одна из них – о девочке-богине Кумари - воплощении богини Таледжу, юной ипостаси свирепой Дурги. Ритуал почитания Кумари невероятно популярен в Непале. Считается, что увидеть юную богиню значит обрести счастье, поэтому на праздниках, когда разукрашенного ребенка несут в паланкине, собираются огромные толпы народу. Обряд почитания юной богини коренится в глубоком прошлом Евразии, связан с культами защиты и плодородия. Объектами поклонения является огонь и священные змеи. Среди наиболее известных аналогичных культов - весталки Древнего Рима и вайделотки языческой Литвы. Специалисты считают, что культ Кумари появился в Непале не позже чем в VI веке, но угасающая королевская династия
присвоила эту традицию и использовала для повышения собственного авторитета. Впрочем, это не помогло: король Джаяпракаш стал последним представителем династии Малла.
Бхактапур сильно пострадал от землетрясения 2015 года, однако храмы понемногу восстанавливают, и это по-прежнему удивительный, древний и прекрасный город, о котором сложено множество мифов и легенд. Одно из тех мест, которые очень хочется посетить, а затем
снова вернуться.

Источник: Активные путешествия

Галина Погодина

Комментариев нет:

Отправить комментарий